Анализ воспитательной работы МОУ СОШ № 4 за 2010-2011 учебный год
От 29.05.2011 г.
Цели анализа:
1. Дать объективную оценку фактическому состоянию процесса воспитания.
2. Сформировать аналитическое обоснование перспективного планирования развития школы.
3. Определить цели и задачи дальнейшего развития школы.
4. Выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на конечные результаты воспитательного процесса.
5. Установить преемственность прошедшего и будущего учебного года, прошлого и настоящего опыта с перспективой развития.
Воспитание является составляющей качества образования. В 2010-2011 учебном году воспитательный процесс осуществлялся на основе концепции воспитательной системы, которая предполагает решение задач целевой комплексной программы развития «Гражданско-нравственное патриотическое воспитание учащихся Дона» Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность. Развитие воспитательной системы осуществлялось на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность школы (Федеральный закон «Об образовании», Устав школы, Программа развития, концепция, Воспитательная система, локальные акты, положения, приказы, распоряжения и т.д Основной целью воспитания было: включение внутреннего механизма личностного развития учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей на основе культурных традиций Донского Края. Основная цель воспитания: включение внутреннего механизма личностного развития учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей на основе культурных традиций Донского края.
Основные задачи:
1. Обеспечить формирование высокого профессионализма педагогических кадров, направленного на реализацию программы развития;
2. Формирование благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школе;
3. Формирование социализации личности учащихся , адаптации их к современным условиям.
4. Воспитание и формирование гражданско-правовых, духовно-нравственных, патриотических чувств учащихся.
5. Формирование здорового образа жизни.
6. Развитие творческих способностей учащихся, привитие любви к Родине, родному краю, традициям.
На основе выдвинутых задач сконструированы воспитательные планы, планы МО, психолога, организатора детского движения, библиотеки, руководителей дополнительного образования. Разработаны программы «Казачество», «Одаренные дети», «ЗОЖ»,»Святая земля Дона» по духовно-нравственному воспитанию, «Казачок», «Я – гражданин России» по гражданско-правовому направлению, «Сыны Дона – сыны Отечества» по патриотическому воспитанию. В связи с тем, что школа с 2001 года имеет статус «Казачья» и с 2005 года статус пилотной площадки по правовому образованию учащихся, приоритетными направлениями в воспитательной деятельности являются этнокультурное и гражданско-правовое направления. В качестве условий и средств воспитания выступали: работа с кадрами, различные формы и методы работы, педтехнологии, организация внутришкольной жизни, окружающая социокультурная и природная среда, санитарно-гигиеническое состояние школы, система взаимоотношений на различных уровнях. Школа направляет свои усилия на совершенствование управленческой деятельности через педсоветы, совещания, семинары, наставничество, курсовую подготовку, организацию тематических проверок. По проблемам совершенствования образовательно-воспитательного процесса проведены педагогические педсоветы: - «Основные условия повышения качества методической работы. Новые подходы к реализации методической работы». (Рассматриваемые вопросы: Цели и основные задачи методической работы в школе. Опыт работы с одаренными детьми. Опыт работы по реализации казачьего компонента на уроках.). Протокол № 2 от 10.11.2010 г. -«Развитие нравственно-правового пространства школы как средства воспитания и социализации личности школьника» (Рассматриваемые вопросы: Анализ социальных условий семей, дети которых учатся в МОУ СОШ №4. Уроки обществознания и их роль в нравственно-правовом воспитании школьников. Элементы эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Вопросы самореализации на уроках и выбора профессии.) Протокол №3 от 30.12.2010 г. Внутришкольный контроль отслеживал различные вопросы, результаты которых имеют выходы на педсоветы, МО, совещания, аналитические справки и приказы. В течение 2010-2011 учебного года проведен мониторинг воспитательной работы и изданы аналитические приказы:
-«Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 учебный год»
-«Об итогах месячника антинаркотической направленности» приказ № 231 от 01.09.10г.
-«О проверке планирования воспитательной работы классных руководителей 1-11 классов на 2010-2011 учебный год.» приказ № 270 от 25.09.2010 г.
-«Об итогах работы детско-юношеской организации «Казачок» за 2009-2010 учебный год» приказ № 273/1 от 01.10.2010 г.
-«О проверке дневников учащихся» приказ № 284 от 11.10.2010 г.
-«Об исполнении областного статуса школы «казачья» за 2009-2010 учебный год» приказ №297 от 29.10.2010 г.
-«О состоянии работы классных руководителей 5-11 классов по исполнению мониторинга, профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди учащихся» приказ № 299 от 03.11.2010 г.
-«О результатах проверки классных журналов» приказ № 301 от 11.11.2010 г.
-«Об итогах 1 четверти 2010-2011 учебного года» приказ № 302 от 11.11.2010 г.
-«Об итогах проведения акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» приказ № 310 от 11.11.2010 г.
-« Об итогах первого полугодия» приказ № 341 от 30.12.2010 г.
-« Об итогах проверки реализации программы «Здоровье»» приказ № 344 от 31.12.2010 г.
-«О качестве и эффективности классных часов» приказ № 346 от 30.12.2010 г.
-«О работе с одаренными учащимися» приказ №7 от 13.01.2011 г.
-«Об итогах работы по патриотическому воспитанию в рамках месячника» приказ № 69/1 от 29.03.2011 г.
-«Об итогах проведения профориентационной декады» приказ № 73
-«О работе с семьей» приказ № 100 от 26.04.2011 г.
Неотъемлемой частью управления является МО, основным направлением которого считается система работы по организации личностно- ориентированного воспитания школьников на основе регионального компонента. Заседания МО проводятся регулярно. Используются активные формы работы «Круглые столы», «Решение педагогических ситуаций». Проводятся консультации, семинары. Работает школа молодого и начинающего классного руководителя согласно плану. Классные руководители значительное внимание уделяют воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной деятельности с детьми. Изучение и анализ деятельности классных руководителей показал четкость и системность в организации и управлении воспитательного процесса, их профессионализм и компетентность. Соблюдается график проведения классных часов, разработан график открытых воспитательных мероприятий. Ведется анализ и оценка проводимых классных часов. За истекший год проведено 8 открытых классных часов и воспитательных мероприятий: 1 класс – праздник «Посвящение в казачата» - классный руководитель Попова Н.Г. 2Б класс – праздник «Страна вежливости и доброты» - классный руководитель Гаврилова О.В. 4 класс – праздник «Вот и стали мы на год взрослей» - классный руководитель Кулешева Г.Н. 8Б класс – родительское собрание совместно с детьми «Семья – это то, что со мною всегда» - классный руководитель Поздняк И.Д. 9 класс – праздник «Последний звонок в 9 классе» - классный руководитель Ильина Т.А. 10 класс – классный час «Казак родился – Отчизне пригодился» - классный руководитель Винникова Т.В. Все они получили высокую оценку. Также высокую оценку заслуживают и рядовые классные часы во 2А классе (классный руководитель Алиферова Е.В.), в 5 классе (классный руководитель Пушкина С.В.), в 6Б классе (классный руководитель Ловянникова Ю.А.). В 6А, 8А и 11 классах классные часы проводились не регулярно и некачественно, не на должном уровне осуществлялся воспитательный процесс (классные руководители МашноваГ.Н., Орехов Ю.Г., Фатеева С.В.) Педагогический коллектив осуществляет все виды деятельности, направленные на повышение уровня воспитанности учащихся. Мониторинг уровня воспитанности показывает рост на 0,7 баллов в сравнении с прошлым годом. Повысили к концу учебного года показатели учащиеся 1 класса (классный руководитель Попова Н.Г.), 5 класса (классный руководитель Пушкина С.В.). Динамика снижения уровня воспитанности проявилась в 6А, 10 классах (классные руководители Машнова Г. Н., Винникова Т.В.) Западают качества самостоятельности, самосознания, ответственности, гражданственности, патриотизма. Факторами, продолжающими активно влиять на качество обученности и воспитанности учащихся являются: -опора на историческое, традиционное, интеллектуальное и духовное наследие казачества; -использование опыта других ОУ; -четкое определение главной цели функционирования школы; -плановая работа с педагогическим коллективом; -материально-техническое обеспечение школы. Содержание общешкольных дел направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Большая часть планируемых мероприятий проводилось в сотрудничестве с ДДТ, школой искусств, ДС, ДК, ДЮСШ, имеющими сеть разноплановых кружков. На базе школы работают 15 кружков и спортивных секций, пять из них регионального направления. Охват детей дополнительным образованием составляет- 87 %. Учащиеся активно участвуют в управлении школой. Работает детско-юношеская организация «Казачок». Организация имеет нормативно-правовую базу. Высшим органом управления является Большой круг. В течение года проводились заседания правления школы, Совет атаманов. За девять лет накопился опыт работы, способствующий целенаправленному и планомерному развитию детского движения. Традиционно в честь Дня Учителя проводится День ученического самоуправления, учащиеся принимают участие в разработке планирования, в организации и проведении праздников, вечеров, акций. Организовываются рейды по обеспечению порядка и дисциплины, акции милосердия, оказывается шефская помощь младшим классам. Учащиеся являются активными участниками городских молодежных мероприятий, проекта «Молодежная команда Губернатора», учащаяся 10 класса Белоус Вера является членом районного молодежного Парламента. Активно участвуют учащиеся в мероприятиях молодежного движения Дона. В течение учебного года было организовано дежурство по классам, школе, столовой. Добросовестно относились к дежурству учащиеся 5 класса (кл. рук. Пушкина С.В.), 8Б класса (кл.рук. Поздняк И.Д.), 9А,Б класса (кл. рук. Ильина Т.А.) учащимися 6А класса (кл. рук. Машнова Г.Н.) график дежурства по столовой часто срывался по причинам: отсутствие графика и контроля со стороны классного руководителя. Реализуя статус школы «Казачья» педагогическим коллективом ведется инновационная работа по обновлению содержания образования через реализацию «казачьего» компонента с привлечением родителей, общественности, микросоциума школы, по учебному плану в 1-4 классах интегрировано ведется курс «Фольклор жителей Дона», в 5-7 классах - «Малые формы фольклора», в 7 классе –«География Донского края. В 2010-2011 учебном году 10-11 классы социально-гуманитарного профиля продолжали углубленно изучать предметы правовой направленности. В школе разработан и утвержден план мероприятий по реализации Программы «Правовое образование» на 2010-2011 учебный год, согласно которому создана система гражданско-правового образования. Администрацией школы и созданным координационным Советом по правовому образованию изучаются все нормативно-правовые документы по гражданско-правовому образованию учащихся. В учебный план на 2010-2011 учебный год внесены: курс «Обществознание» 6-11 класс, курс «Основы правовых знаний» 7-11 класс, «История казачества» 6-8 класс, «Основы православной культуры» - 3-4 класс. Также в школе систематически проводит заседания Университет правовых знаний с факультетами для учащихся и их родителей под руководством Левина В.А., 1 раз в месяц работает дискуссионный клуб для старшеклассников «Точка зрения», где рассматриваются, обсуждаются наиболее острые проблемы и находятся пути их решения: «Чтобы победить наркоманию может быть ее легализовать?», «Способствуют ли ранние браки созданию крепкой семьи?», «Стирает ли единая школьная форма мою индивидуальность?» - темы проведенных заседаний клуба. Ежегодно учащиеся являются участниками Всероссийской Акции «Я – гражданин России!». Большое внимание уделяется изучению символики города, РО, РФ. Творческой группой учителей и учащихся разработана символика ДЮО школы «Казачок» Проводятся мероприятия по изучению и социальной защите прав учащихся: тематические классные часы «Декларация прав ребенка», «Мои права и обязанности»; игра-путешествие «Правовая страна детей»; круглый стол «Права учащегося». К проведению мероприятий привлекались сотрудники ПДН, прокуратуры. Развитие инновационных процессов обеспечивается участием школы в областной целевой программе «Правовое образование». В этом плане школа сотрудничает с правоохранительными органами, прокуратурой. Работают университеты правовой культуры для учащихся и родителей, дискуссионный клуб «Точка зрения». Одним из основных направлений правового образования является работа по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений. Особенностью профилактической работы является межведомственный подход организации антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни. Проводятся тематические классные часы «Мы- за ЗОЖ!», акция «Казачата против наркотиков», конференция родителей «Роль семьи и школы в предупреждении наркомании». Целенаправленная работа ведется с учащимися «группы риска». Работает Совет профилактики, разработаны индивидуальные программы для работы с данной категорией детей и неблагополучными семьями. Осуществляется ежедневный контроль за их посещением и поведением. В начале 2010-2011 учебного года на внутришкольный учет поставлены – 10 учащихся., в КДН – 2 учащихся. 8 учащихся нарушили Областной закон № 346 (учащиеся 5, 6А, 7, 8А, 8Б классов). Совершены правонарушения- 3 учащимися Благодаря кропотливой работе педколлектива к концу учебного года с внутришкольного учета сняты 6 учащихся, на учете в КДН нет ни одного. Большая работа проводилась с неблагополучными семьями (Скворцовы, Поздеевы) совместно с представителями ПДН, а также с учащимися «группы риска» Толок А, Кишоян Л., Доминовой Ю. – 9 А класс, Москаленко А., Плетневым, Тимощенко Д – 7 класс. Занятость этих учащихся в летний период взята под учет. Школа сотрудничает с правоохранительными органами. Соблюдается График Большой профилактики. В течение года организованы встречи учащихся с представителями медицины, ОВД, прокуратуры, УЦЗН, центра реабилитации. Результаты рейтинга показывают: отсутствие склонных к наркомании, снижение числа правонарушений, числа учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН, отсутствие национальных конфликтов. Заметно выросли показатели воспитательной работы и достижения школы за последние три года благодаря десятилетнему кропотливому труду педколлектива по формированию этнокультурных традиций и развитию казачества совместно с казачьим Юртом, комитетом самоуправления станицы, ДДТ, почетными казаками, старожилами и членами Совета стариков. В целях реализации программы духовно-нравственного воспитания «Святая земля Дона» согласно учебному плану ведутся уроки истории казачества 5-8 класс, основы православной культуры 3-4 класс. 26 января 2011 г на базе МОУ СОШ № 4 был проведен районный семинар по проблеме « Духовно-нравственное развитие личности школьника в условиях казачьего образовательного учреждения» В целях обмена опытом работы с другими ОУ. Традиционными стали календарно-эпохальные праздники: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасха, Крещение, День города, день образования Ростовской области. Насыщена воспитательная работа традиционными праздниками школы: Покрова Пресвятой Богородицы, Новый год, «Не стареют душой ветераны», «Посвящение в казачата», «Папа, мама, я - дружная казачья семья»; конкурсами: «Знатоки родного края», смотр строя и военной казачьей песни, «Казачья кухня» и т.д. Традиционным стало участие казачат в районных и городских конкурсах: «Юный атаман», «Юная казачка», «Казачья семейная династия»; в областном форуме молодежного казачьего движения в городах Азове, Новочеркасске «Слава от предков и отцов». Традиционно проведение литературно-музыкальных гостиных под руководством Ворониной Т.А. Так в 2010-2011 учебном году наиболее яркими стали «Творчество Блока», «Творчество Фета – 190 л», «Красота донской осени», «Мне не нужен Париж, ни нужна мне Литва, когда Белая есть на земле Калитва!». Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Воспитательный процесс осуществляется на основе программы «Патриотическое воспитание». Весь комплекс ключевых дел был направлен на празднование Великой Победы, освобождения города от фашистских оккупантов, Дня Защитников Отечества. На высоком уровне проведен месячник героико- патриотической работы. Патриотическому воспитанию способствовало и участие казачат в городских мероприятиях «Юный патриот» (3 место), «Меткий казак»( 3 место), военные полевые сборы. Добросовестно казачата несут Почетную Вахту на посту у памятника погибшим воинам в годы ВОВ. Особая роль отводится физическому воспитанию, охране здоровья учащихся, пропаганде спорта. Программа «Здоровье» включает комплекс диагностических, физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий. Традиционными стали Дни здоровья, «Веселые старты», соревнования по футболу, волейболу, походы, экскурсии, принимается активное участие в городских спортивных соревнованиях, олимпиаде знатоков олимпийского движения, в реализации спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания». В сравнении с прошлым годом наблюдается рост спортивных достижений. В честь 50-летия полета Ю.А. Гагарина в космос, проведен ряд интересных мероприятий: устный журнал «Страницы истории космоса», конкурс рисунков и стихов. В День семьи прошел общешкольный фольклорно-спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная спортивная казачья семья» Ко Дню защиты детей интересным был общешкольный праздник в 1-4 классах «Вместе весело шагать». Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуется в тесном сотрудничестве с ГИБДД на базе кабинета безопасности дорожного движения, который хорошо оснащен раздаточным, дидактическим и наглядным материалом, ТСО и информационными технологиями и второй год подряд занимает I и II места на зональном конкурсе кабинетов. Результат- отсутствие ДДТТ. С целью обеспечения обучающимся возможности самоопределения в различных направлениях будущей образовательной и профессиональной деятельности ведется работа по предпрофильной и профильной подготовке учащихся. Проводятся классные часы, встречи с представителями ВУЗов, техникумов, профтехучилищ, выпускниками школы. Организовывается трудоустройство учащихся на период каникул. На весенних каникулах через УЦЗН трудоустроено 22 учащихся, в летний период – 19 учащихся, самостоятельно трудоустроены 6 учащихся старших классов. К числу значимых проблем относится социальная защита и поддержка детей. В течение лета 2011 года и на весенних каникулах работала оздоровительная площадка. Дети отдыхали в загородных лагерях, на Черном и Азовском морях, спортивном лагере, в саноториях. Всего оздоровлено около 60% учащихся. Горячим питанием охвачено — 84% учащихся. Все малообеспеченные обеспечены бесплатными учебниками. Учащиеся начальной школы обеспечиваются бесплатным молоком. Большое внимание уделяется реализации программы «Одаренные дети». Проводятся олимпиады, конкурсы, турниры, предметные недели. Учащиеся принимают участие в районных, городских, областных и Всероссийских соревнованиях, конкурсах, проектах, занимая призовые места. Самые яркие «звездочки» школы – это Дьякова А – 3 класс, Зайцев С. – 4 класс, Кулешева В – 6А класс, Годун Д – 6А класс, Леонова А – 8Б класс, Пузанов С – 8Б класс, Голотвина Л – 9А класс, Бондарева А – 9Б класс, Пустовар Е. – 9А класс, Белоус В – 10 класс, Мищенко А – 11 класс, Пузанова К – 11 класс, Шимановский А – 11 класс, Попов А – 11 класс и многие другие. Накоплен определенный опыт работы с семьей. Работа ведется через родительский комитет, родительские собрания, родительские комитеты, Совет школы, университет правовой культуры, досуговые мероприятия. Применяются активные формы работы с семьей. Хорошо поставлена работа с родителями в 2Б, 3, 4, 5, 6Б, 7, 8Б, 9А,Б классах (классные руководители Гаврилова О.В., Семиколенова Е.Н., Кулешева Г.Н., Пушкина С.В., Ловянникова Ю.А., Локтева Ж.Ю., Поздняк И.Д., Ильина Т.А.) Благодаря различным формам работы решаются вопросы культурно- досугового пространства с целью включения детей в творчески развивающую жизнедеятельность, создание условий развития личности ребенка в сфере свободного времени. Согласно современному подходу к обучению и воспитанию учащихся в школе создан банк одаренных детей, учителями МО гуманитарного цикла ведется работа с одаренными детьми. Учащиеся регулярно принимают участие в школьных, региональных, областных олимпиадах. - традиционно в 2010-2011уч. году был проведен интеллектуальный марафон знаний, в котором принимали участие все учащиеся 5-11 классов школы. По результатам марафона победители представляли нашу школу на 2 туре Всероссийской олимпиады по предметам, в том числе гуманитарного цикла: английский язык – 2 человека, история – 5 человек, обществознание – 6 человек, право – 5 человек, мировая художественная культура – 5 человек. Не представлены участники предметной олимпиады от школы по русскому языку и литературе, астрономии, химии, биологии, экологии, информатике, технологии. Сформирован банк достижений учащихся школы. (Приложение 1) Учащиеся школы принимают участие в различных городских, областных, Всероссийских конкурсах. Например: в областном конкурсе сочинений среди учащихся 11 классов «Почему я хочу работать в органах прокуратуры», во областном этнографическом конкурсе «Славен Дон» (номинация «Публицистика в защиту природы и культуры»), 2 выпускницы 11 класса стали призерами во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» по проблеме укрепления духовного единства многонационального российского народа и других, ученица Северина Анастасия заняла 2 место в ежегодном городском конкурсе сочинений «Моя родина малая и большая любовь». Учитель русского языка и литературы Воронина Т.А. награждена грамотой и ценными призами Совета городского историко-краеведческого музея. Учащиеся приняли участие в Президентских состязаниях и показали лучшие результаты «Президентских тестов» на уровне муниципальных образований принимали участие в Областном фестивале «Президентские состязания» среди общеобразовательных учреждений По результатам «Президентского многоборья» среди участников возраста 14 лет команда школы заняла 2 место. В соревнованиях по шахматам среди юношей Лукьянов Роман занял 2 место. В личном первенстве в «Президентском многоборье» Пузанов Сергей занял 3 место, в кроссе на дистанции 1000 м Пузанов Сергей занял 1 место. План спортивно-массовых мероприятий в школе выполняется четко по графику: сентябрь-декабрь - спартакиада школьников: первенство города по кроссу, городские соревнования по легкой атлетике, соревнования по волейболу, футболу, стрельбе; январь-май – участие в кубковых соревнованиях сильнейших команд. По пропаганде здорового образа жизни проводятся классные часы, дискуссионные клубы, лекции, помощь в проведении которых оказывает школьная библиотека, акции, конкурсы рисунков, плакатов. Школа тесно сотрудничает по данному направлению с ЦРБ. Вопросы здоровья рассматриваются на родительских собраниях, конференциях. В школе оформлен стенд по ЗОЖ. Выводы из анализа: Воспитательную деятельность школы за прошлый год можно считать удовлетворительной. Задачи, поставленные перед школой, в целом выполнены. Педагогический коллектив показал свою готовность к решению задач обучения, воспитания и развития учащихся на более высоком организационном, научном и методическом уровне. Принятыми мерами созданы предпосылки к выходу на оптимальный уровень воспитанности учащихся, высокий уровень развития ученического самоуправления, повышение качества знаний, ликвидацию неуспеваемости, правонарушений среди учащихся. Скорректирована Программа развития школы, Концепция, воспитательная система. В основу Концепции положена задача создания условий развития школы, отвечающей требованиям современности. Причинами недоработок воспитательной работы являются: - негативные воздействия отрицательных тенденций, развивающихся в современном обществе; - снижение нравственности подростков и молодежи в масштабе страны; -недостаточный уровень профессионализма, методической грамотности отдельных классных руководителей. На новый учебный год определены: Цель: Подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить. Задачи: - совершенствовать формы и методы работы по формированию высокого профессионализма педагогических кадров, направленного на реализацию Программы развития, поставленных целей и задач; - усилить влияние школы на социализацию личности учащихся, их адаптацию к современным условиям; - содействовать формированию толерантных межэтнических отношений среди учащихся; - продолжить работу по формированию здорового образа жизни, предупреждению правонарушений, беспризорности, безнадзорности, наркомании, алкоголя, табакокурения; - продолжить формирование активной жизненной позиции учащихся, совершенствовать условия для развития их потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров; - повысить уровень работы по воспитанию чувств гражданственности и приобщение к духовным ценностям своего Отечества, родного края. Рекомендую по итогам года поощрить работу учителей, классных руководителей, руководителей кружков: Антипину Л.И., Фатееву С.В., Левина В.А., Воронину Т.А., Гаврилову О.В., Ловянникову Ю.А., Поздняк И.Д., Пушкину С.В. Классным руководителям 6А Машновой Г.Н. указать на недостаточный уровень воспитательной деятельности.
Заместитель директора по ВР______________________Терехова Г.Ф.